Главная » Хоровое дело » Хоровые термины
Хоровые термины
В данном разделе термины и определения будут даны не по алфавиту, а в определенной логической последовательности, которая познакомит читателя с базовыми понятиями хорового
искусства. Для удобства поиска внизу страницы приведен весь список терминов в алфавитном порядке. Данная статья не ставит целью скопировать хоровой словарь, но ставит целью
акцентировать внимание читателя на определенных понятиях.Поскольку наш сайт хоровой, то и поговорим вначале о том, что такое ХОР!
ХОР (от греч. choros — собирательное понятие: хор, хоровод, толпа, собрание и т. д.)
1) В древнегреческом театре — коллективный участник спектакля: совместно поющая, танцующая, декламирующая группа исполнителей (хоревтов).
2) Певческий коллектив. Хоровое исполнение вокальной музыки может быть с инструментальным сопровождением или a capella.
Хор академического (общего) типа состоит из хоровых партий (в вокальном ансамбле голоса партитуры могут исполняться и отдельными певцами); таким образом, по звучанию Хор является ансамблем вокальных унисонов (В. Краснощеков).
Как частный случай Хор может быть представлен группой однородных голосов (напр., Хор басов в 13-й симфонии Шостаковича).
Хор как художественный коллектив должен обладать элементами хоровой звучности; этим он отличается от "собрания поющих" (П. Чесноков).
По типу — составу голосов — Хор бывает однородный (мужской, женский, детский.) и смешанный, сост. из 4-х основных партий: сопрано (дискантов), альтов (жен., дет. голоса), теноров, басов; бывает также неполный Хор.
Каждая основная партия в свою очередь может делиться на несколько самостоятельных партий, на всем протяжении произв. или эпизодически Массовый Хор (хоровой массив) может состоять из нескольких тысяч певцов, но и при этом необходимо сохранять (в Хоре академичекого направления) качественное равновесие партий. Народный Хор имеет свои особенности, например в русском народерс хоре отсутствует деление на постоянные унисонные партии, их равновесие.
3) Музыкальное произведение, предназначенное для исполнения певческим коллективом.
4) В некоторых струнных музыкальных инструментах струны парные, утроенные и т. д.
5) Старинное название группы однородных, разных по величине и диапазону, инструментов, преимущ. духовых; часто применялось к военным духовым оркестрам.
В определении мы привели различные значения слова Хор. Но далее будем рассматривать хор именно как певческий коллектив.
A CAPPELLA (а капелла, итал. — в стиле капеллы) — хоровое (ансамблевое) пение без инструментального сопровождения. Высший вид хорового исполнительства, в котором ром хор выявляет себя с полной самостоятельностью и законченностью; распространен в народном творчестве. Как стиль профессионального хорового искусства пение A capella развивалось в культовой средневековой полифонии, достигнув расцвета в эпоху Возрождения, когда возникли и светские хоровые жанры.
ХОРОВАЯ ПАРТИЯ - 1) Группа однородных голосов в хоре, исполняющая в унисон свою мелодию — часть хорового сочинения. Наименьшее число певцов в партии — 3 человека, т. к. при этом, по утверждению Б. Л. Яворского, создается "производное звучание", образующее хоровой ансамбль (из рецензии 1932 г. на рукопись кн. П. Г. Чеснокова "Хор и управление им").
Правильное формирование каждой Хоровой партии — необходимое условие создания хора.
Требования к Хоровой партии:
а) владение полным диапазоном данного голоса.
б) владение хоровыми красками, наличие мягких (лирических) и звучных (драматических) голосов.
Работая с Хоровой партией, дирижер должен добиться единства и красоты ее звучания, умело использовать достоинства и маскировать недостатки отдельных певцов, выработать интонационную устойчивость и динамическую подвижность. Решающее условие успеха — применение единых вокальных принципов в сочетании с индивидуальным подходом. Для создания общехорового строя и ансамбля важно правильное соотношение партий, ровное по звучанию или с небольшим перевесом в крайних голосах. Обычно Хоровая партия делится на 1-е (более высокие, лирические) и 2-е (более низкие, драматические) голоса; существует и большая тембровая дифференциация. См. Тембризация хора.
2) Каждый голос хоровой партитуры.
3) Ноты голосов хоровой партитуры.
ПАРТИТУРА (итал. partitura — разделение, распределение) — нотная запись ансамблевой музыки, в которой сведены партии всех голосов (или инструментов). Существует более или менее постоянный порядок расположения партий (голосов) в Партитуре.: сверху вниз по однородным группам, а в каждой группе — от высоких к низким голосам (в хоровой Партитуре — сопрано, альты, тенора, басы).
На каждой нотной строке обычно пишется один голос; если больше, то голоса определяются направлением штилей — вверх или вниз.
УНИСОН (от лат. unus — один и sonus — звук) — одновременное звучание 2-х или нескольких звуков одной и той же высоты (октавный Унисон — сочетание одинаковых звуков в разных октавах). Указанное определение касается физического Унисона. В так называемом физиологическом Унисоне разница в колебаниях 2-х звуков до 1/6 тона (в 1-й октаве) дает ощущение одного вибрирующего звука (сопровождаемого биениями — периодическими усилениями и ослаблениями). По исследованиям Н. А. Гарбузова, при наличии нескольких звуков ширина (зона) интервала, воспринимаемого как прима, может доходить до 1/2 тона, а в хоровой партии — до 140 центов (темперированный полутон = 100 центам). Унисонная зона суживается по направлению вверх, отсюда — трудность выстраивания высоких звуков в партии сопрано. Большее количество певцов легче объединить в Унисон.
Унисонный строй — слияние певцов отдельной партии в единый хоровой голос — составляет основу строя и зависит от остроты слуха поющих, от их тембров, от единообразия вокализации гласных (более удобны для этого закрытые гласные у, о).
ЭЛЕМЕНТЫ ХОРОВОЙ ЗВУЧНОСТИ — основные компоненты (слагаемые), без которых, согласно указанию П. Чеснокова, невозможно существование хора как художественного коллектива. К Элементам хоровой звучности Чесноков относит ансамбль, строй, нюансы. Но ансамбль немыслим также и без ритма. Поскольку пение является синтетическим искусством, то ясность текста — хорошую дикцию — также следует признать необходимым свойством хорового исполнения.
Теперь поговорим о том, что вообще такое Хоровое пение.
ХОРОВОЕ ПЕНИЕ (хоровое искусство) — коллективное исполнение вокальной музыки; относится к древнейшим проявлениям музыкальной культуры, народного творчества. Сочетанию голосов и манере народного Хорового пения присущи национальные особенности. Издавна Хоровое пение являлось неотъемлемой принадлежностью религиозных культов, и многие столетия церковное пение было основным видом профессионального хорового искусства.
Древнейшее культовое пение на Западе, подобно древнегреческому, было в унисон или октаву.
В X—XII вв., в связи с появлением 2-голосия (органума, дисканта), возникло разделение голосов на высокие и низкие.
Хоровое пение в эпоху Возрождения широко развивалось на основе многоголосия и усиления в музыке светского начала. К этому времени установилась классификация голосов — хоровых партий (сопрано, альт, тенор, бас).
Расцвет Хорового пение a capella связан с творчеством полифонистов XV—XVI вв. (Палестрина, Лассо, Жанекен и др.).
В дальнейшем хор (преимущественно с сопровождением) является компонентом ораторий, кантат (у Баха, Генделя и др., где изложение нередко носит инструментальный характер), опер (Глюк, Моцарт, позднее Мейербер, Верди, Бизе и др.).
У композиторов-романтиков (Шуберт, Мендельсон, Шуман и др.) возник жанр камерной хоровой музыки a capella, чему способствовало появление в ряде стран Европы любительских хоровых объединений (Лидертафель, Орфеон и др.).
Развитию светской хоровой культуры содействовало возникновение в XIX в. национальных композиторских школ, связанных с отечественной народной музыкой (Россия, Прибалтика, Чехия, Болгария, Венгрия и др.).
В дальнейшем хоровая культура широко распространилась в США, Лат. Америке, за последние годы в Японии и др.
Кто же руководит хоровым пением? Для этого существуют дирижеры и хормейстеры.
ХОРМЕЙСТЕР (от слова хор и нем. Meister — мастер) — руководитель хора: оперного, хоровой группы ансамбля песни и танца, помощник художественного руководителя хорового коллектива.
ДИРИЖЕР (от франц. diriger — управлять) — руководитель коллективного исполнения музыки (оркестром, хором, ансамблем). Он проводит подготовительную (репетиционную, педагогическую) работу с исполнителями, а во время концерта или спектакля творчески организует и воодушевляет их. Вдохновляемый художественными образами произведения, Дирижер, с помощью различных средств воздействия на коллектив (жест, взгляд, а на репетиции также слово, показ), воплощает через него свой творческий замысел — воображаемую "модель" исполнения.
В процессе управления Дирижер указывает музыкантам (певцам) темпы, нюансы, вступления, фразировку и т. д., руководит ансамблем, динамикой, а в хоре — строем и, в известной степени, певческим процессом.
Дирижер — музыкант-интерпретатор, обладающий глубокими специальными знаниями, развитым слухом — высотно-тембровым и объективным (способностью слышать "со стороны"), безукоризненным ритмом, музыкальной памятью, чувством формы и стиля, художественным вкусом. Энтузиазм, творческая и организаторская инициативность — непременные качества полноценного Дирижера. Являясь воспитателем коллектива, он должен быть широко образованным человеком, чутким психологом, педагогом, знать специфику голосов и инструментов, уметь профессионально читать партитуры. Овладение точностью и пластикой жеста, приобретение должной осанки и выносливости требует от Дирижера соотв. физической подготовки. "Каждый дирижер имеет свою индивид. технику"; его жест "должен быть спонтанным" (вызываемым изнутри — Э. Ансерме). Воля, самообладание, быстрота реакции, развитое внимание (концентрированное и распределенное), творческая контактность с исполнителями и слушателями, так же как и владение дирижерской техникой (в самом широком смысле) — качества, необходимые для осуществления художественных намерений.
Поговорим немного и о том, что такое дирижирование.
ДИРИЖИРОВАНИЕ — искусство управления коллективным исполнением музыки (оркестром, хором, ансамблем); осуществляется специальным лицом — дирижером (капельмейстером, хормейстером). В результате взаимодействия исполнителей во главе с дирижером (неписаное правило в Синодальном училище гласило: "Петь по руке и по товарищу") создается "живой инструмент", позволяющий творчески интерпретировать произведение.
Искусство Дирижирования основано на исторически развившейся системе жестов, базирующейся на общепонятных, встречающихся в жизненной практике, движениях. Важнейшим, специфическим дирижерским жестом, обеспечивающим единство исполнения, является так называемый ауфтакт. Система ауфтактов оформлена в специальных циклических движениях — дирижерских сетках. Кроме ауфтактовых (предупреждающих, ритмически оформленных) движений дирижер пользуется и другими, например, сопровождающими жестами, применяет различные условные жесты. Большое значение при Д. имеют также взгляд, мимика, поза и вообще весь облик дирижера. Совокупность дирижерских средств направлена на воплощение исполнителями творческого замысла дирижера; при этом важную роль выполняет и так называемая обратная связь — восприятие дирижером результатов своего управления. Поскольку Дирижирование — специфический вид исполнения (не непосредственно, а через других музыкантов, певцов), решающее значение имеет способность воздействия дирижера на исполнителей, дирижерская воля.
Принципы Дирижирования остаются во всех случаях постоянными, общими, однако в зависимости от способов исполнения Дирижирование приобретает свои особенности, отражающиеся в жесте.
Специфика Дирижирования хором заключается:
а) в управлении, в какой-то мере, певческим процессом (дозировка дыхания — глубина вдоха, нередко задержка его перед атакой, характер атаки, степень прикрытости звука, его опертость);
б) в управлении строем, главным образом при помощи предупреждающих жестов;
в) во влиянии на произношение текста (его четкость, осмысленность, ясное снятие при окончаниях на согласных).
Дирижирование хором осуществляется обычно без палочки (некоторые дирижеры не пользуются палочкой и при упр. орк.), нередко наблюдается более свободное применение сетки. Выше уже были названы различные варианты хоров. Но т.к. данная терминология широко распространена, обратим на нее особое внимание еще раз.
СМЕШАННЫЙ ХОР — певческий коллектив, состоящий из разнородных (муж., жен. или дет.) голосов: сопрано, альтов, теноров, басов. В неполном Смешанном хоре отсутствуют какие-либо партии. Смешанный хор наиболее богат выразительными возможностями; в то же время достижение ансамбля и строя в этом хоре труднее, чем в однородных хорах.
ОДНОРОДНЫЙ ХОР — хор, состоящий только из мужских, или только из женских, или только из детских голосов (в отличие от смешанного хора, объединяющего мужские и женские или мужские и детские голоса).
Большой популярностью пользуются однородные мужские хоры.
МУЖСКОЙ ХОР — хор, состоящий из мужских голосов: теноров (иногда и теноров-альтино), баритонов, басов (в т. ч. октавистов). Благодаря диапазону до 3-х октав и более, Мужской хор обладает значительными исполнительскими возможностями.
У многих народов (Прибалтика, Скандинавия, Балканы и др.) Мужской хор являлся основой их музыкальной культуры; в ряде стран организовались мужские певческие общества (см. Лидертафель, Орфеон).
Существует обширная литература для Мужских хоров (хоры Шуберта, Шумана, Мендельсона, Грига, Танеева и др.).
3-х голосный Мужской хор может быть 2-х вариантов:
тенора 1-е (лирич.), тенора 2-е (драм.), басы
или тенора, баритоны, басы.
В 4-голосн. хоре баритоны исп. партию 1-х басов.
Выдающиеся Мужские хоры: Академический мужской хор Эстонии, хор Краснознаменного им. А. В. Александрова ансамбля песни и пляски Российской Армии, Киевская мужская хоровая капелла, Хор моравских учителей, Пражский мужской хор и др. Много продвинутых любительских Мужских хоров имеется в Прибалтике.
Среди вузовских хоров можно выделить Лауреата премии имени Ленинского комсомола Народный коллектив России Академический Мужской хор МИФИ.
Говоря о составах хора, затронем и еще один характерный для хорового пения термин – многоголосие.
МНОГОГОЛОСИЕ — склад музыки, основанный на сочетании несколько самостоятельных голосов (полифония) или на соединении главного голоса — мелодии и аккомпанирующих голосов (гомофония). Нередко встречается также смешанный гомофонно-полифонический склад. Многоголосие характерно для хорового пения; унисонные хоры довольно редки. В зависимости от числа самостоятельных голосов хоры называются 2-х, 3-х голосными и т. д.
И сразу приведем еще один специфический хоровой термин – дивизи (divisi)
DIVISI (итал. — разделенные) — временное разделение хоровой партии на два, три и более голосов. Применение Дивизи гармонически насыщает хоровое изложение, ослабляя в то же время силу звучания (в противоположность унисону).
В начале данной статьи мы привели определение Элементов хоровой звучности. Сейчас рассмотрим два из них более детально (ансамбль и строй). Изучение этих понятий, возможно потребует большей теоретической подготовленности от читателя, но даже тем, ето ею не владеет, полагаем, интересно будет ознакомиться с данными определенями.
АНСАМБЛЬ (франц. ensemble — вместе) – (приведено только хоровое значение) - Единство, техническое и творческое, при совместном пении, игре на музыкальных инструментах, один из элементов хоровой звучности.
Различают Ансамбль частный — отдельной хоровой партии (см. Унисон) и общий — согласованность всех партий; тот и другой — совокупность отдельных ансамблей: интонационного, ритмического, динамического, тембрового, дикционного, орфоэпического.
Роль хоровой партий в общем Ансамбле зависит от фактуры произведения (тематический материал, контрапункт, сопровождающие голоса, фон). Гармоническая фактура предполагает динамически одинаковое звучание голосов; для достижения этого иногда (в зависимости от тесситуры) приходится пользоваться так называемым искусственным Ансамблем - разной динамикой в голосах. При гомофонии несколько преобладает мелодия, при полифонии — ведущие голоса. Разнообразным может быть соотношение хора и инструментального сопровождения. Во всех случаях установление Ансамбля - обязанность дирижера.
Для достижения Ансамбля необходимо активное участие самих певцов, их стремление к слитности, слушание общего звучания, чуткость к жестам дирижера.
CТРОЙ — 1) Система звуковысотных отношений — интервалов.
Практически Строй выражается в правильном интонировании интервалов.
Теории Строя возникли (в связи с настройкой инструментов) еще в Др. Греции. Таков пифагорейский Строй, в котором применялась для настраивания чистая квинта. Путем последовательных квинтовых ходов, с последующим перемещением вниз на октаву, можно найти все ступени звукоряда. Опытным путем (при помощи монохорда) доказано, что квинте от основного тона соответствует 2/3 струны, октаве 1/2. Ходы на квинту, октаву могут быть выражены математически: восходящие — путем умножения (на 2/3, 1/2), нисходящие — деления (на те же величины).
Таким образом каждая ступень звукоряда получает свое математическое выражение; поэтому Строй можно определить как систему, основанную на количественном выражении интервалов. Пифагорейский Строй, пригодный для одноголосной музыки, оказался неподходящим при переходе к гармонии, т. к. давал (при настройке органа и др.) слишком высокую большую терцию (выраженную отношением 64/81); отсюда возникла необходимость перехода к так называемому чистому, или квинто-терцовому, Строю, в котором применялась для настраивания кроме квинты и "чистая", хорошо консонирующая большая терция (натуральная, выраженная отношением 4/5). Этот Строй обеспечивал консонантность трезвучий — основу гармонии (кроме резко диссонирующего трезвучия II ступени в мажоре, вследствие чего оно оказывалось неприемлемым). Ряд интервалов в обоих С. получил различное выражение: в пифагорейском большие интервалы более расширены, малые — более сужены, чем в квинто-терцовом С. Недостаток этих строев — их незамкнутость (си-диез не равняется до) и отсюда — необходимость большого количества звуков в октаве, что практически неудобно.
Стремление преодолеть указанные недостатки привело к темперации, сначала неравномерной (в различных вариантах), затем к равномерной, в виде современого равномерно- темперированного Строя. Интервалы этого Строя занимают, примерно, среднее положение между интервалами предыдущих Строев (неск. ближе к пифагорейским).
В хоре используется зонный Строй с его многочисленными интонационными оттенками. Характерные черты математических строев (консонантность интервалов в квинто-терцовом Строе, их большая контрастность в пифагорейском) находят свое место в зонном С. Различается Строй мелодический (горизонтальный, Строй отдельной хоровой партии) и гармонический (вертикальный, Строй всего хора). При интонировании мелодии опытные исполнители (скрипачи, певцы) стремятся расширять большие интервалы и сужать малые для большей их индивидуализации. В хоре обычно наблюдается противоположная тенденция (особенно — низкое исполнение восходящей большой секунды), что вызвало необходимость предупредительных правил: петь широко большие интервалы и суженно — малые. Исполнение гармонических интервалов не всегда тождественно исполнению мелодических. Гармонические интервалы по отношению к точности разделяются на стабильные (октава, квинта, кварта), требующие особой точности настройки, и вариационные (остальные), допускающие большее разнообразие в интонировании, в зависимости от их ладового значения (напр., спокойная большая терция в тонич. мажорном трезвучии и более высокая в доминантовом трезвучии, септаккорде). Строй в хоре должен способствовать раскрытию ладовых закономерностей, отсюда необходимость устойчивости интонирования в статических аккордах, остроты использования вводных тонов. Качество хорового Строя зависит от многих причин (муз. подготовка певцов, их внимание, интерес к исполняемому, состояние голосового аппарата, акустика помещения и т. д.).
Важнейшая предпосылка хорошего С. — правильное вок. воспитание поющих.
Другие значения термина Строй:
2) Частота настройки эталона высоты — камертона.
3) В применении к муз. инструм. то же, что звукоряд (натуральный Строй валторны, хроматический Строй баяна).
4) Интервальные соотношения открытых струн на некоторых инструментах (квинтовый Строй скрипки и др.).
5) Строй транспонирующего инструмента — буквенное или слоговое название звука, который извлекается при написанной ноте до.
И в заключение нашего мини-экскурса по хоровым терминам, еще несколько хоровых определений:
ТЕССИТУРА (итал. tessitura — ткань) — высотное положение звуков мелодии по отношению к диапазону голоса или инструмента. В зависимости от преимущества употребления тех или иных звуков, Тесситура может быть высокая, средняя (наиболее удобная для пения, благоприятная для интонирования), низкая. Использование тесситурных условий — одно из средств выразительности.
Следующее определение должен знать каждый артист хора. Причем, не только знать, но и научиться в совершенстве им пользоваться!
ЦЕПНОЕ ДЫХАНИЕ — специфическое хоровое дыхание, при котором певцы меняют его не одновременно, а как бы “цепочкой”, поддерживая непрерывность звучания. Благодаря Цепному дыханию в хоре возможно слитное, без цезур, исполнение больших музыкальных фраз и целой пьесы. Является одним из средств хоровой выразительности и должно применяться уместно, без злоупотребления им. Правило для певцов при Цепном дыхании: не менять дыхания в конце слова, лучше — в середине его, на гласном звуке; после смены дыхания следует вступать на нюанс тише; менять дыхание непринужденно и заранее, не доводя его до “истощения”.
И сразу дадим определение Цезуры, которое нам только что встретилось. Данный термин также широко распространен в хоровом исполнитестве, и его тоже нужно знать.
ЦЕЗУРА (от лат. caesura — рассечение) — грань между частями музыкального произведения; исполняется в виде короткой, еле заметной паузы, часто сопровождается (в пении) сменой дыхания. Подобно знакам препинания в словесной речи, Цезуры способствуют расчлененности, осмысленности, выразительности музыкального изложения. Место Цезуры обычно определяется исполнителем, но иногда указывается композитором при помощи специального знака (“галочки”), запятой (коммы, апострофа) или окончанием лиги.
Еще один хоровой термин, который "в быту" мы именуем как "прослушивание". Но зачастую, новички не понимаю что это за страшная процедура – прослушивание. А это на самом деле просто Проба голосов.
ПРОБА ГОЛОСОВ — испытание, проводимое перед зачислением певцов в хор (или перед обучением их сольному пению). Имеет целью определить вид голоса, его пригодность для какой-либо хоровой партии (в результате выяснения тембра, диапазона, тесситурной выносливости), вокальную подготовленность, точность интонирования, музыкальную память, чувство ритма, состояние дикции, общую музыкальность, знание сольфеджио. Для Пробы голосов применяется пение гамм и гаммообразных попевок, арпеджий, филирование (усиление и ослабление) выдержанных звуков; практикуется повторение голосом сыгранных на рояле (или пропетых) отдельных звуков и музыкальных фраз, отстукивание ритм. рисунка, исполнение знакомой песни (в удобной тональности), а для подвинутого певца — подготовленного произведения и т. д. Следует ознакомиться с певческим опытом поступающего (где учился, где пел) и провести через врача обследование его голосового аппарата. Результаты испытаний полезно (а в профессиональном хоре обязательно) оформить в письменном виде, что будет для дирижера ориентиром в дальнейшей работе с новыми певцами.
В нашем хоре, в Хоре МИЭТ, прослушивание, т.е. проба голосов, тоже производится, но немного в меньшем объеме. Так, например, при поступлении в хор мы не оцениваем уровень знаний по сольфеджио, не просим подготовить для исполнения какое-то произведение. Так что Проба голоса – это совсем не страшно, и имеет целью определить Вашу принадлежность к той или иной хоровой партии и к коллективу в целом. Всему самому необходимому, мы научим в ходе репетиционного процесса. Ждем Вас в Хоре МИЭТ!
И в заключение еще несколько специфических музыкальных определений, которые часто встречаются в хоровой практике, и которые попадались нам в определениях, данных выше.
КОНСОНАНС (франц., от лат. consono — согласно звучу) — благозвучное, согласованное сочетание звуков в одновременности (в противоположность диссонансу). Правильное интонирование Консонанса имеет большое значение для строя; Консонансы делятся на стабильные (октава, квинта, кварта), требующие максимальной точности настройки, и вариационные (терции с их обращениями), допускающие бо́льшую свободу интонирования, в зависимости от их ладового значения.
КОНЦЕРТМЕЙСТЕР (нем.) —
1) Первый скрипач-солист симфонического или оперного оркестра
2) Музыкант, возглавляющий одну из струнных групп оркестра
3) Пианист, помогающий солистам разучивать их партии; аккомпаниатор (солистам, хору).
4) Иногда Концертмейстером называют ведущего хорового певца, ответственного за партию.
ТУТТИ (итал. tutti — все) — использование музыки всем составом оркестра, хора. В партитурах Тутти обычно указывается после сольных или ансамблевых эпизодов; в партитурах XVII—XVIII вв. иногда обозначалось как ripieno, отсюда встречающиеся иногда названия туттисты или рипиенисты, в отличие от солистов.